Краткая история монастыря Друк Санг Нгаг Чолинг — Drug Sang Ngag Choling
Александр Берзин, 1991 год, дополнено в сентябре 2003 года
Главный монастырь традиции Друкпа Кагью (‘Brug-pa bKa’-brgyud, འབྲུག་པ་དཀར་བརྒྱུད, Другпа-кагью) – Санг Нгаг Чолинг (gSang-sngags chos-gling dGon-pa). Его основал в 1512 году третий Другчен Ринпоче, Джамьянг Чокьи Драгпа (‘Brug-chen ‘Jam-dbyangs chos-kyi grags-pa, 1478 – 1522 гг.).
Согласно некоторым другим летописям, его основал четвёртый Другчен Ринпоче, Пемакарпо (‘Brug-chen Pad-ma dkar-po, 1527 – 1592 гг.).
Джамьянг Чокьи Драгпа был сыном Таши Даргье (bKra-shis dar-rgyas), принца Джара (Byar). С самого детства Джамьянг Чокьи Драгпа учился у великих мастеров традиции Друкпа Кагью и достиг высокого уровня свершений в тантре. Когда он решил построить монастырь, то попросил отца о материальной поддержке.
Благодаря щедрости отца, монастырь также известен как Джар Таши Тонг Йон (Byar bKra-shis mThong-yon), «подарок в знак почтения от Таши из Джара». Он начался с Учебного колледжа шедры (bShad-grva), в котором было 200 монахов.
Линия передачи Друкпа Кагью
Линия передачи Друкпа Кагью – одна из восьми малых традиций Дагпо Кагью (Dvags-po bKa’-brgyud brgyud-chung brgyad), происходящая от последователей Пагмодрупы (Phag-mo gru-pa rDo-rje rgyal-po, 1110 – 1170 гг.). Пагмодрупа, в свою очередь, был выдающимся учеником Дже Гампопы (sGam-po-pa, Dvags-po Lha-rje bSod-nams rin-chen, 1079 – 1153 гг.).
Линию основал Линг Репа Пема Дордже (gLing Ras-pa Pad-ma rdo-rje, 1128 – 1188 гг) и его ученик Цангпа Гьяре Еше Дордже (gTsang-pa rGya-ras Ye-shes rdo-rje). Традиционно её возглавляли реинкарнации Цангпы Гьяре – линия Друкченов Ринпоче (‘Brug-chen Rin-po-che).
В 1205 году Цангпа Гьяре основал монастырь Намгьипур (gNam-gyi phur dGon-pa) в Киймай (sKyid-smad). На его открытии прозвучало три очень громких раската грома. Поэтому монастырь также получил народное название Друг Гон (‘Brug dGon), Монастырь Грома. «Друг» по-тибетски значит «гром». Традиция Другпа (или Друкпа) получила своё имя в честь этого монастыря.
Три подразделения в традиции Друкпа Кагью
В Другпа-кагью три подразделения:
- Тодруг (sTod-‘brug),
- Медруг (sMad-‘brug) и
- Бардруг (Bar-‘brug) –
Другпа:
- Верхнего,
- Нижнего и
- Среднего Тибета, соответственно.
Они происходят от трёх учеников Цангпы Гьяре. Монастырь Санг-Нгаг Чолинг относится к Бардруг, Средней традиции Другпа.
Традиции Бардрук
В традиции Бардрук образовались несколько линий. Лходруг (Lho-‘brug), или южную линию Другпа, основал Нгаванг Намгьел (Ngag-dbang rnam-rgyal, 1594 – 1651 гг.), Первый Шабдрунг (Zhabs-drung) Бутана.
Шабдрунг Нгаванг Намгьял был реинкарнацией Четвёртого Другчена Ринпоче, Пемакарпо. Так как был другой претендент на трон Другчена Ринпоче, Шабдрунг Нгаванг Намгьял отправился в изгнание в Бутан.
Там он основал много монастырей и политически объединил страну. Его реинкарнации, последующие Шабдрунги, стали духовными и политическими правителями Бутана.
Друг Юл — Страна Грома
Тибетское название Бутана «Друг Юл» (‘Brug-yul), «Страна грома», происходит от традиции другпа-кагью. Монастырь Санг Нгаг Чолинг иногда связывают с южной линией другпа.
Монахи в Санг Нгаг Чолинг изучают и практикуют учения, принятые во всех линиях передачи Дагпо Кагью, и особые учения Другпа Кагью. Таким образом, как и в других линиях, происходящих от Гампопы, они изучают и практикуют шесть учений Наропы (Na-ro chos-drug, шесть йог Наропы).
«Ро-ньом» (ro-snyoms), «единый вкус» – особые учения Другпа Кагью. Их сокрыл как учение-сокровище (gter-ma) Речунгпа (Ras chung-pa rDo-rje grags-pa) (1083 – 1161), который, как и Гампопа, был учеником йогина Миларепы (Mi-la Ras-pa bZhad-pa rdo-rje) (1040 – 1123). Учения единого вкуса обнаружил и распространил Цангпа Гьяре. Другое особое учение Другпа Кагью – «тендрел» (rTen-‘brel), традиция «взаимозависимого возникновения».
До 1959 года в Санг Нгаг Чолинге было более 400 монахов. Монастырь был традиционным местом пребывания реинкарнаций Друкчена Ринпоче, которые служили его настоятелями. Современный Двенадцатый Друкчен Ринпоче восстановил Санг Нгаг Чолинг в Дарджилинге, в Западной Бенгалии.
Первоначальный вариант опубликован в «Kagyü Monasteries«.
Chö-Yang, Year of Tibet Edition (Dharamsala, India, 1991 год).
Ссылка