Традиция Ваджраяны (Алмазного Пути) — Друкпа Кагью: общая информация о школе
Традиция Ваджраяны Друкпа Кагью (འབྲུག་པ་བཀའ་བརྒྱུད — ‘brug pa bka’ brgyud на бутанском и тибетском, см Дзонкха, Drukpa Kagyü, см также Дугпа Каджуд, Дугпа, Брук, Бругпа) или просто Друкпа (Дугпа), также в переводе на русский язык означает:
Школа Громового (Алмазного) Дракона — была основана в двенадцатом веке мастером Цангпа Гьяре (1161–1211), более известна на Тибете и в Гималаях, как школа Красных шапок или Школа Белых шапок. Является подразделением большой школы — школы Марпа Кагью (Кусулипов и несет в себе линии йогина Джецуна Миларепы и йогина Речунг Дордже Дракпа (Речунг Ненгдю)), также сама по себе является продолжением школы Новых Переводов или Сарма, Друкпа Кагью, сочетает в себе пути тибетского тантризма и передачу школы Дакинь, Шести Учений Наропы, Срединного Пути Нагарджуны и передачи Майтрипы, Наропы и Тилопы.
От школы Друкпа Кагью возникли более малые школы (под-школы и ордена Друкпа Кагью) и линии передачи, которые распространились далеко за пределы Тибета: Бутан, Сикким, Лахоул.
Из-за военного, политического и религиозного соперничества, воин и оккупационной, враждебной политики Далай-лам против лидеров школы Друкпа (Жабдруг Ринпоче — Zhabdrung Rinpoche, Гьялванг Друкпа — Gyalwang Drukpa и прочие), школа Друкпа Кагью не получила своего развития на Тибете, но стала государственной религией Бутана и распространилась в регионах Гималаев, где тлетворное влияние школы Гелук (Gelug-pa) не имело большого влияния.
Учеником и духовным продолжателем Пакмодрупа(Пхагмодруба — Pakmodrupa/Phagmodruba) Кагью в традиции Друкпа в Гималаях (на Тибете, в Бутане, Ладакхе и Сиккиме) стал Цангпа Гьяре.
Традиция бутанского и тибетского буддизма — Друкпа Кагью — берет свое название по легенде от ясновидения — Цангпа Гьярэ, у которого было ведение девяти парящих драконов – Друк (Друг — Drug/Druk) на тибетском и бутанском языке. Основным троном в Ралунге (Ralung), в Тибете, являлась резиденция Гьялванг Друкчен (Gyelwang Drukchen), руководителя тибетского отделения традиции, которая состоит из трех основных линий передач:
- Верхней,
- Средней и
- Нижней Друк,
следуя линии передачи от Цангпа Гьяре три ученика продолжили линию школы:
- Гоцангпа (Gotsangpa),
- Вонре Дарма Сенгге (Wonre Darma Senggye),
- и Лорепа (Lorepa).
Традиция Друкпа Кагью претерпела еще одни разделения снова в конце шестнадцатого века, когда там были два соперничающих кандидата для реинкарнации четвертого Друкчена (Drukchen), Пема Карпо (Pema Karpo). Паксам Вангпо (Paksam Wangpo), как кандидат был поддержан королем Цанга и стал пятым Друкченом, а его соперник, Шабдрунг Нгаванг Намгьял (Shabdrung Ngawang Namgyal) отправился на юг и создал современное государство Бутан.
В своих новых воплощениях, в Друкпа — Шабдрунг, глава Бутанской традиции, назначал регентов, занимающих офис Дже Кхенпо (Je Khenpo).
Монастыри и храмы, духовные центры традиции Друкпа Кагью
- Чемрей (Chemrey)
- Чери (Cheri Monastery)
- Додзонг (Dodzong)
- Другу (Drugu Monastery)
- Друк (Druk Monastery)
- Гонгто Сергий Лхакханг (Gongto Sergyi Lhakhang)
- Горина Кунанг Осел Линг (Gorina Kunang Osel Ling)
- Наследие сокровища Готсанг (Gotsang Hermitage)
- Ханле (Hanle)
- Хемис (Hemis)
- Карданг (Kardang)
- Кхампа Гар (Khampa Gar)
- Кхарчу (Kharchu Monastery)
- Кйичу Лхакханг (Kyichu Lhakhang)
- Лампар (Lampar Monastery)
- Лхадонг Гон (Lhadong Gon)
- Лхадзонг Ташиганг (Lhadzong Tashigang)
- Нангчен Гар (Nangchen Gar)
- Напу (Napu Monastery)
- Ньел Дреу Ле Гон (Nyel Dreu Le Gon)
- Сокровищница Ньетанг Лонгдол (Nyetang Longdol Hermitage)
- Паджодинг (Pajoding)
- Паро Латенг (Paro Lateng Monastery)
- Пелкхор Чоде (Pelkhor Chode)
- Пунакха Дзонг (Punakha Dzong)
- Ралунг (Ralung Monastery)
- Санг Чокхор (Sang Chokhor)
- Шей (Shey)
- Таланг (Talang)
- Тало Сангнгак Чолинг (Talo Sangngak Choling)
- Танго (Tango)
- Ташичоедзонг (Tashichoedzong)
- Тронгса Дзонг (Trongsa Dzong)
- Тубтен Джаго Пунгпо (Tubten Jago Pungpo)
- Вангдуепходранг Дзонг (Wangduephodrang Dzong)
Линия Тулку и Римпоче в Друкпа Кагью
- Друк Гьелсе (Druk Gyelse)
- Друк Лама Трипа (Druk Lama Tripa)
- Гьялванг Друкпа или Друкчен Римпоче
- Жабдрунг Сунгтрул (Zhabdrung Sungtrul)
- Гьялва Лорепа Римпоче
- Туксей Римпоче
- Докампа Римпоче
Важные учителя традиции Друкпа Кагью
- Чокьюр Лингпа (Chokgyur Lingpa 1829 — 1870)
- 4-й Дже Кхенпо, Дамчо Пекар (The Fourth Je Khenpo, Damcho Pekar 1639 — 1708)
- Дордже Ринчен (Dorje Rinchen 14-й век).
- Дродул Дордже Тендзин (Drodul Dorje Tendzin 1927 — 2005)
- Сей Ринпоче (Sey Rinpoche)
- Апо Ринпоче (Apo Rinpoche)
- Первый Пецелинг, Друбтоб Намгьел Лхундруб (The First Petseling, Drubtob Namgyel Lhundrub 1718 — 1786)
- Друбтоб Цангжикпа (Drubtob Tsangzhikpa)
- Друбванг Драка Гьелцен (Drubwang Drakpa Gyeltsen)
- Друкпа Кюнле (Drukpa Kunle 1455 — 1529)
- Гхарунгва Лхаи Гьелцен (Gharungwa Lhai Gyeltsen 1319 — 1401)
- Гоцангпа Гонпо Дордже (Gotsangpa Gonpo Dorje 1189 — 1258)
- Второй Друк Гьелсе, Гьелсе Кунга Гьелцен (The Second Druk Gyelse, Gyelse Kunga Gyeltsen 1689 — 1713)
- Хумрэл Дунг Дунг Гьелчок (Humrel Dung Dung Gyelchok 15 век).
- Джамгон Нгаванг Гьелцен (Jamgon Ngawang Gyeltsen 1647 — 1732)
- Третий Друкчен, Джамьянг Чодрак (The Third Drukchen, Jamyang Chodrak 1478 — 1523)
- Джамьянг Гонпо (Jamyang Gonpo)
- Джамьянг Еше Ринче (Jamyang Yeshe Rinchen 1364 — 1413)
- Джангчуб Цондру (Jangchub Tsondru 1817 — 1856)
- Четвертый Жабдрунг Ринпоче, Джигме Норбу (The Fourth Zhabdrung, Jigme Norbu 1831 — 1861)
- Кхьенце Тогден (Khyentse Tokden)
- Кхюнгцангпа Еше Лама (Khyungtsangpa Yeshe Lama 1115 — 1176)
- Кодракпа Сонам Гьелцен (Kodrakpa Sonam Gyeltsen)
- Двенадцатый Дже Кхенпо, Кунга Гьяцо (The Twelfth Je Khenpo, Kunga Gyatso
1722 — 1772) - Второй Друкчен, Кунга Пэлджор (The Second Drukchen, Kunga Peljor 1428 — 1476)
- Лама Монлам Рабзанг (Lama Monlam Rabzang 1878 — 1945)
- Лама Пема Цеванг (Lama Pema Tsewang 1926 — 2009)
- Лингрепа Пема Дордже (Lingrepa Pema Dorje 1128 — 1188)
- Четвертый Панчен Лама, Лобзанг Чокьи Гьелцен (The Fourth Paṇchen Lama, Lobzang Chokyi Gyeltsen 1570 — 1662)
- Лодро Сенгге (Lodro Sengge 1345 — 1390)
- Лорепа Вангчук Цондру (Lorepa Wangchuk Tsondru 1187 — 1250)
- Namkha Pelzang
b.1398 — d.1425 - The First Humrel, Namkya Gyeltsen
mid 15th cent. - Nesar Jamyang Khyentse Wangchuk
b.1524 — d.1568 - Пятый Далай-Лама, Нгаванг Лобсанг Гьяцо (The Fifth Dalai Lama, Ngawang Lobzang Gyatso 1617 — 1682)
- Нгаванг Тринле (Ngawang Trinle 1657 — 1723)
- Ньима Дракпа (Nyima Drakpa 1647 — 1710)
- Orgyenpa Rinchen Pel
b.1229 — d.1 - Pajo Drukgom Zhikpo
b.1184 — d.1251?/1276 - Śākya Śrī
b.1853 — d.1919 - Sengge Gyelpo
b.1289 — d.1326 - Sengge Sherab
b.1238 — d.1280 - The Ninth Je Khenpo, Shakya Rinchen
b.1710 — d.1759 - The Second Zhabdrung Sungtrul, Shakya Tendzin
b.1734?/1736 — d.1774?/1780 - The Twenty-Fifth Je Khenpo, Sherab Gyeltsen
b.1772 — d.1848 - The Sixteenth Je Khenpo, Sherab Sengge
b.1724 — d.1793 - Sherab Zangpo
b.1400 — d.1438 - The Second Je Khenpo, Sonam Ozer
b.1613 — d.1689 - Taktsang Repa Ngawang Gyatso
b.1574 — d.1651 - The Fourth Druk Desi, Tendzin Rabgye
b.1638 — d.1698 - The Fourth Gangteng, Tendzin Sizhi Namgyel
b.1759 — d.1790 - The First Drukchen, Tsangpa Gyare Yeshe Dorje
b.1161 — d.1211 - Wonre Darma Sengge
b.1177 — d.1237 - Yanggonpa Gyeltsen Pel
b.1213 — d.1258 - Третий Жабдруг Сунгтрул, Еше Нгодруб (The Fifth Zhabdrung Sungtrul, Yeshe Ngodrub 1851 — 1917)
- Третий Дже Кхенпо, Йонтен Тае (The Thirteenth Je Khenpo, Yonten Taye 1724 — 1784)
- Йонтен Еше (Yonten Yeshe)
- Жонну Сенгге (Zhonnu Sengge 1200 — 1266)