Цангпа Гьярэ

Отец-Гуру и основатель традиции Друкпа Кагью — Цангпа Гьяре

Несравненный лев Земли Снегов — Цангпа Гьяре Еше Дордже

Цангпа Гьяре Еше Дордже основатель Друкпа Кагью

 

Великий буддийский подвижник и аскет Дрогон Цангпа Гьярэ (གཙང་པ་རྒྱ་རས་ཡེ་ཤེས་རྡོ་རྗེ།, gtsang pa rgya ras ye shes rdo rje,  འབྲུག་ཆེན ༠༡ གཙང་པ་རྒྱ་རས་ཡེ་ཤེས་རྡོ་རྗེ།, Tsangpa Gyare Yeshe Dorje གཙང་པ་རྒྱ་རས་ཡེ་ཤེས་རྡོ་རྗེ།, Drogon Tsangpa Gyare འགྲོ་བའི་མགོན་པོ་ཡེ་ཤེས་རྡོ་རྗེ, Drowai Gonpo Yeshe Dorje, Sherab Dutsi Dorje ཤེས་རབ་བདུད་རྩི་འཁོར་ལོ།, Yeshe Dorje  ཡེ་ཤེས་རྡོ་རྗེ 1161–1211) являлся главным учеником Лингчен Репа Пема Дордже (Lingchen Repa Pema DorjeDrubthob Naphupa 1128-1188)  основатель линии Друкпа Кагью (The Drukpa Kagyu) тибетского буддизма, главного или центрального отделения школы Друкпа, который возникли еще до 17-го века, переданных по его наследственной родословной в Ралунге в Цанге в районе Западного Тибета.

Позже, после рождения Гьялванг Дже Кунга Палджор (Gyalwang Je Kunga Paljor 1428–1476), который считается первым из его реинкарнаций, Цангпа Гьяре стал держателем линии Друкченов, так как был первым из череды Гьялванг Друкпа (Gyalwang Drukpa) или воплощений Друкчен (Drukchen), который, во время пятого Гьялванг Друкпа Пагсам Вангпо (Gyalwang Drukpa Pagsam Wangpo 1593—1653), утвердился в виде перевоплощений лидеров традиции линии Друкпа в Тибете.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Прогнозы относительно дальнейших реинкарнаций Цангпа Гьяре

Позже в житиях мы видим записи нескольких стихов о Цангпа Гьяре , которые говорят предсказывая его дальнейшее пришествие снова. В терма, открытых Гуру Чокьи Вангчук (Guru Chokyi Wangchuk 1212-1270), он рассказывает, что Гуру Падмасамбхава предсказал появление Цангпа Гьяре:

На стыке трех долин
Который называет Кхуле Сарел — Разлом в Земле –
Проявится эманация обладателя драгоценного камня
С вершины большой скалы, напоминающей куб,
Он приступит к преподаванию Дхармы.

В другом терма, как говорят, были выявлены следы реинкарнаций патриарха Кагью — Тертоном Ратна Лингпа (Terton Ratna Lingpa 1403-1478/79) и Тертоном Падма Лингпа (Padma Lingpa 1445-1521) в различных случаях, слова Падмасамбхавы записываются как предсказание:

В Друке и в Ралунге
Цангпа Гьярэ будет выполнять
Волшебный танец эманации
Великого Пандита Наропы.

Когда знаменитый ученик Миларепы, Речунгпа получил учение Наропы — Шесть Точек Равностного Вкуса от Индийского мастера Типупа Сангаг Донпо (Tipupa Sangag Dongpo), мастер пророчествовал о том, что Цангпа Гьяре вновь откроет текст этого учения.

Биография Цангпа Гьяре

Ранние годы

Цангпа Гьяре Еше Дордже был самым младшим из семи детей, родившихся на склонах Хабо Гангзанг (Habo Gangzang) в верхнем Ньянге (Upper Nyang) в 1161 году. Он принадлежал к уважаемому роду Гья (Gya rgya). Его родители, у которых уже было много ртов, чтобы кормить, передали его в школу Бонпо, в которой ему дали имя Юнгдрунг Пел (Yungdrung Pel).

Цангпа Гьяре Еше Дордже основатель Друкпа Кагью
Цангпа Гьяре Еше Дордже основатель Друкпа Кагью

Когда Цангпе было всего восемь лет, его мать умерла, и он провел большую часть своих молодых лет в интернате со своими учителями. Когда ему было двенадцать лет, его старший брат Келден (Kelden) отвез его в Цангронг (Tsangrong), где он продолжил свое обучение. Он оставался в течение трех лет со своим учителем Татангпарпа (Tatangparta — thang pa), который дал ему свой первый постриг и начинающие обеты. Начиная с пятнадцати лет, он провел восьмилетний период в Харлунгпе (Kharlungpa), изучая большое разнообразие текстов и практик, начиная от общих учебных предметов Абхидхармы и логики до самых эзотерических учений Жидже (Zhije) и Дзогчена (Dzogchen).

В нежном возрасте двадцати двух лет, во время учебы в Харлунгпе, он впервые преподавал буддизм группе людей и получил должность помощника учителя. Вскоре после этого он встретил Лингрепу Пему Дордже (Lingrepa Pema Dorje — gling ras pa padma rdo rje, 1128-1188), который в конечном итоге стал его самым важным учителем. Они встретились на ритуале освящения места и давая имя Ралунг (Ralung) в память о Гуру Лингрепе; Цангпа Гьяре позже создает знаменитый монастырь там же, в 1180 году.

Болезнь и выздоровление

У него были некоторые беседы по душам с Лингрепой, и он получал благословения ламы, но вскоре он отправился в паломничество в Лхасу и Самье, и к другим святыням в паломничество. В конце концов он снова встретился с Лингрепой, который по просьбе одного из своих покровителей ездил преподавать учения в Тренгпо Жора (Trengpo Zhora — phreng po zho ra). Между тем, Цангпа, который был известен своим коллегам служителем Гьятона (Gyaton), “учителем из клана Гья”, заболел болезнью “черный прыщ”, заболеванием, которое, весьма вероятно, означает, страшную бубонную чуму.

Тонпа Доргьял (Tonpa Dorgyal ) сказал Лингрепе, что

«черные прыщи Гьятона создают опасность распространения для других, поэтому он должен быть отправлен в пещеру Зангдо (Zangdo)».

В ответ Лингрепа сказал, что пострадавших следует отвести в его собственное место ритрита под названием Напу (Napu sna phu). Тонпа Доргьял, который жаловался на опасности, был отправлен вместе с Цангпой, чтобы быть личным медбратом и ухаживать за ним. Цангпа быстро выздоровел, но еще не полностью. Тамошний климат был не на пользу и болезнь вновь разгорелась с новой силой. Как только он все-таки выздоровел, он попытался медитировать на основе Махамудры, но не смог начать.

Братья сказали ему:

“эта проблема в том, что когда Напува (Napuwa — sna phu ba), общий эпитет Лингрепы, пришел в Ралунг, вы не смогли попросить Дхарму.”

В последние годы жизни Цанпа оглянулся на это и сказал:

«Дело не в том, что я уважал только братьев и что мне не хватало почитания ламы.

То, что они сказали, ранило меня, и я подумал:

«Ай! Я должен выяснить, сколько благословений этого ламы войдет и сколькими его хорошими качествами я могу заразиться.”

Как говорится, он с новой энергией он применил себя к духовным практикам и получил такие прекрасные медитативные переживания, что не смог оторваться от своей подушки.

Рассказывая своему учителю об этом опыте, Лингрепа отвечал:

“Вот и все. Отныне вы будете иметь чистейшие реализации.”

Немного позже, у него будет опыт, в котором весь внешний мир превратится во что-то вроде тонкой оболочки или тумана, и это сделает его чрезвычайно счастливым.

Лингрепа говорил:

“Ну, это то, что мы называем реализацией. Было бы здорово, если бы вы могли удержать её.”

Хотя Цангпа Гьяре сделал исследование буддийских текстов у Лингрепы, он также пошел на специализированные исследования тантр, как и большинство ранних последователей линии Кагью, члены семьи Нгок (rngog). В его случае он учился с Нгок Дордже Сэнге. Он навещал того же учителя, когда по возвращении встретил на дороге двух женщин-медитаторов, которые сообщили ему печальную весть о смерти Лингрепы. Можно было ожидать, что как монах он будет контролировать свое горе, но Цангпа Гьяре стучал кулаками, громко плакал и сочинил печальную песню, которая заставляла всех плакать вместе с ним. В последующие месяцы он был занят строительством мемориала и погребальными обрядами.

Цангпа Гьяре — тертон

Когда говорят о поиске текстов-сокровищ — тэрма (gter ma), обычно связывают это событие со школой Ньингма, но это не так, поэтому что и Ламе Цангпа Гьяре приписывают открытие важнейших сокровищ. Когда Цангпа Гьяр решил уйти в длительный ритрит, Лингрепа призвали его не идти в Цари или Тисэ, как было распространено в те дни. Вместо этого он отправил его в Карчу (Kharchu), в долину реки, которая ведет в то место, что сегодня называется Бутан. Там он обнаружил текст учения как говорят, что был за авторством индийского махасиддхи Типубы (Tipupa), который был предоставлен для его ученика Речунгпы Дорже Драк (Rechungpa Dorje Drak, 1085-1161). Согласно легенде, поскольку в то время не было подходящих сосудов для обучения, Речунгпа скрыл текст в Харчу. Секрет его места сокрытия был передан через линию передачи через Сумпа Репа (sum pa ras pa) Лингрепе, который рассказал о том, где его искать Цангпа Гьяре. Это был текст Шесть циклов одинакового вкуса.

Йогин Речунгпа
Йогин Речунгпа

Значение имени Цангпа Гьярепа

Эпитет Цангпа Гьярепа означает первое, что он был родом из провинции Цанг, а во-вторых, что он был Репа или одетым в хлопок, с принадлежностью к клану Гья (rgya). Он прославился по всей центральной части Тибета под именем Цангпа Гьярепа (Tsangpa Gyarepa) только год или два до 1193, пока он не встретил Ламу Чжан Юдракпа Yudrakpa (1123-1193). Эта встреча произошла незадолго до смерти этого знаменитого учителя. Лама Чжан предсказал, что он принесет большую пользу живым существам, если станет монахом, поэтому он принял полное посвящение позже в том же году вместе с новым именем Йеше Дордже.

Последние годы его были в основном заняты преподавательской деятельностью. Иногда он оставался несколько лет на одном месте, но большую часть времени гастролировал по центральным частям Тибета по просьбе настоятелей и других людей. Примерно в середине десятилетия 1190-х он основал Лонгдол, говорят, что тот монастырь был расположен не далеко от Лхасы, но дальше на юг вдоль берега реки Кьичу (Kyichu). Через несколько лет община увеличилась примерно до пятисот человек. В знак его растущего общественного положения его попросили выступить посредником между противоборствующими сторонами в монастыре Ньетанг. Он также создал Шедруб Чхокхор Линг в 1193 году.

В 1205 Цангпа Гьяре основан монастырь Друк, монастырь традиции Друкпа Кагью и там он провел серию публичных посвящений. Тем не менее, несмотря на или из-за растущей общественной активности, он продолжал искать уединения в отдаленных местах. Он также отправлял многих своих студентов на длительные ретриты. Говорят, что они заполнили весь диапазон Гималаев и за его пределами, преодолев расстояние, которое стервятник мог пролететь за восемнадцать дней.

Когда Цангпа Гьяре умер, его тело было кремировано, и многие чудеса были зарегистрированы: его сердце и язык вышли из огня без ожогов, и многие кристаллические реликвии под названием  рингсэл (ringsel) также были обнаружены на пепелище погребального костра. Его позвонки превратились в двадцать одно изображение Авалокитешвары, и некоторые из них сохранились до наших дней. Двое из его учеников известны как основатели двух суб-линий под-школ Друкпа Кагью (Бар Друк и Ме Друк, Шакья Шри и др). Одной из них является Верхняя Друк, основанная Гоцангпа Гонпо Дордже (1189-1258). Другой является Нижняя Друк, основанная Лорепой Вангчук Цонгдру (1187-1250).

Краткие биографические данные о Цангпа Гьярэ

Дрогон Цангпа Гьяре родился в клане Гья (Gya) вблизи Куле (Kule) в провинции Цанг, что расположен в Южном Тибете. Его отцом был Гья Зурпо Цабпей (Gya Zurpo Tsabpey) и его мамой была Марза Даркьи (Marza Darkyi). Согласно легенде и житию, ребенок родился с неповрежденными родовыми оболочками, в результате чего родители отказались от него из-за страха. В то время как гигантский орел защищал уязвимого ребенка своими крыльями, новорожденный пробился через мембраны, оставив опечатки на соседней скале.

В молодости, Дрогон Цангпа Гьяре был практиком, который изучал сутры канона того времени, в том числе логики, путь бодхисаттвы, метафизику, трансцендентное совершенство Великого и Срединного пути.

Он встретил своего Гуру Лингчен Репа (Lingje Repa Pema Dorje 1128-1188), когда ему было 23 года.

После установления монастырей Лонгбол  (Longbol) и Ралунг (RalungДрогон Цангпа Гьяре отправился в место, называемое Нам Пху (Nam Phu), чтобы построить монастырь. Говорят, что когда он и его ученики достигли места, девять ревущих драконов поднялись с земли и взмыли в небо. Тибетское слово для дракона «Бруг» произносится как ‘Друк‘. Летающие драконы были расценены ими, как благоприятное предзнаменование и для основания будущего монастырь и для будущей линии преемственности и передачи, которая возникла от него стала известна как Другпа (Друкпа или ДрупаDrukpa). Эта школа со временем стала очень популярной в Тибете и прилегающих к нему регионах. Многие последователи этой школы были простыми людьми, довольствовавшимися немногими материальными благами, известными своей глубокой практикой Дхармы. Есть тибетская пословица, которая гласит:

«Половина людей из Друкпа Кагью,
Половина из Друкпа Кагью попрошайки,
И половина из попрошаек Друбтобы (Drubtobs — Сиддхи).»

Главные учителя Еше Дордже Цангпа Гьярэ

  1. Лингдже Пема Дордже, (Lingje Repa Pema Dorje — gling rje ras pa pad ma rdo rje)
  2. Кхар Лингпа (Khar Lungpa — mkhar lung pa)
  3. Татангпарпа (Tatangparta thang pa)

Ученики Цангпа Гьярэ

Гоцангпа Гонпо Дордже — (Gotsangpa Gonpo Dorje,  1189-1258) — основатель То Друк — Верхней Друкпа.

Онре Дарма Сэнге (Önre Darma Senge, Dharma Senge Sangye On1177-1237) — племянник Цангпа Гьяре и основатель первой линии Среднего Друкпа Кагью — Бар Друк, основанной в Ралунге.

Жонну Сенге (Zhonnu Senge 1200-1266) — племянник Цангпа Гьяре и преемник Онрэ Дарма Сенге.

Лорепа Вангчук Цондру или Лорепа (Lorepa Wangchug Tsondru, Gyalwa Lorepa 1187-1250)
Гьялтша Ринчен Гон (Gyaltsha Rinchen Gon 1118-1195) — Тропу Кагью
Дремова (Dremowa) — основатель Нья мо тро гон
Теркунгпа (Terkungpa) — его потомок из клана Обоцо, очень важное лицо в истории школы Друкпа Кагью в Бутане.

Гьяягпа (Gyayagpa) — основатель школы и традиции Гьяяг Кагью.

Драмоба (Dramoba)

Мартон (Marton)