70-й Дже Кхьенпо Трулку Джиме Чхоеда
Дже Кхенпо — Дже Кхьенпо Трулку Джиме Чхоеда (The Je Khenpo или 70th Je khenpo Trulku Jigme Chhoeda , на тибетском языке: རྗེ་མཁན་པོ་, Вайли: Rje Mkhan-po, который; «главный управитель Центрального монашеского органа — the Central Monastic Body в Бутане»), который ранее назывался Дхарма Радж (Dharma Raj) у востоковедов, титул дается главному религиозному иерарху Королества Бутан. Его основная обязанность состоит в том, чтобы вести Дратшанг Лхеншог(Dratshang Lhentshog — Комиссию по монастырским делам) Бутана, которую курирует Центральный монастырский совет, и арбитраж по вопросам доктрины,при помощи Лопонов (lopons — ученых наставников). В Дже Кхенпо также отвечает за множество важных богослужебных и религиозных обязанностей по всей стране. Дже Кхенпо также формально лидер Южной ветви школы Друкпа Кагью (Drukpa Kagyu), которая является частью Гималайского буддизма большой традиции Кагью. Помимо короля Бутана, только Дже Кхенпо может использовать шафранную накидку.
По дуальной системе государственного управления, установленной Нгаванг Намгьял Ngawang Namgyal в 17 веке, полномочия правительства Бутана идеально поделены между религиозной властью во главе с Дже Кхенпо, и административной властью, возглавляемой Друк Дези (Druk Desi). Титул Дже Кхенпо определяется путем выборов, и, как правило, оно дается наиболее уважаемым монахам в Dratshang Lhentshog (Комиссия по монастырским делам).
Таким образом, в отличие от происхождений реинкарнации, таких как Далай-Лама, Шабдрунг Ринпоче, или Панчен-ламы, пост Дже Кхенпо никогда не занимал ребенок, но всегда им был опытный монах.
Исторически, роль Дже Кхенпо был довольно мощной фигурой. Дже Кхенпо и Друк Дези сотрудничали, чтобы отнять власть Шабдрунга через поиск нескольких воплощений различных аспектов Шабдрунга; так как Дже Кхенпо и Друк Дези хотели сохранить власть, которой они обладали посредством дуальной системы власти. Однако, с момента установления монархии в 1907 году, относительное влияние Дже Кхенпо уменьшилось. Тем не менее, положение остается влиятельным, как правило, Дже Кхенпо обычно рассматривается как ближайший и наиболее могущественный советник короля Бутана.
67-й Дже Кхенпо, Нгаванг Тринлей Лхундуб (The 67th Je Khenpo, Ngawang Thinley Lhundup), умер в возрасте 84 лет — 10 июня 2005 года. Он был отмечен как строгий держатель дисциплины, тот, кто не шел на компромисс с любыми правилами в управлении Центрального Монастырского Органа. В дополнение к его позиции как Дже Кхенпо, он был признан как тулку из Ньизерганга (Nyizergang), место Тертона Вугпа Лингпа (tertön Woogpa Lingpa), в провинции Вангдуе Пходранг (Wangdue Phodrang) .
Настоящий 70-й Дже Кхенпо является тулку Джигме Чхоеда (tulku Jigme Chhoeda). Он считается реинкарнацией Будды Майтрейи, а также махасиддхи Сарахи, Хунгчен Кара (Hungchen Kara), Кхеучунг Лоцавы (Kheuchung Lotsawa), и Пема Церинг (Pema Tsering).
В 2008 году оффис Дже Кхенпо был кодифицирован в рамках Конституции Бутана. В соответствии со статьей 3 раздела 4, Король назначает Дже Кхенпо как духовного лидера Бутана по рекомендации пяти Лопонов (Lopons). В свою очередь Дже Кхенпо назначает, по рекомендации Dratshang Lhentshog (Комиссия по монастырским делам), монахов с девятью качествами духовного учителя и выполнивших кед-дзог (ked-dzog — стадий развития и завершения в практике Ваджраяны) как пять Лопонов.
Список Дже Кхенпо
17 век
18 век
19 век
|
20 век
Номер | Имя | Правление |
---|---|---|
48 | Джамьянг Ринчен (Jamyang Rinchhen) | 1901 – 1903 |
49 | Ригзин Ньингпо (Rigzin Nyingpo) | 1903 – 1907 |
50 | Джампьел Шеньен (Jampyel Shenyen) | 1907 – 1909 |
51 | Джампаи Тобзанг (Jampai Tobzang) | 1909 – 1912 |
52 | Пелденг Сингье (Pelden Singye) | 1912 – 1915 |
53 | Ешей Нгодруп (Yeshey Ngödrup) | 1915 – 1917 |
54 | Ешей Дава (Yeshey Dawa) | 1917 – 1918 |
55 | Пелден Сингье (Pelden Singye) | 1918 – 1918 |
56 | Мипхам Вангпо (Mipham Wangpo) | 1919 – 1922 |
57 | Нгаванг Гьялцен (Ngawang Gyaltsen) | 1922 – 1927 |
58 | Сидже Намгьял (Sidzhe Namgyal) | 1927 – 1931 |
59 | Чокьи Вангчук (Chökyi Wangchuk) | 1931 – 1940 |
60 | Нгаванг Тинлей (Ngawang Thinley) | 1940 – 1946 |
61 | Самтен Джамцо (Samten Jamtsho) | 1946 – 1955 |
62 | Йонтен Цунду (Yönten Tsündu) | 1955 – 1956 |
63 | Тхинлей Лхундруп (Thinley Lhündrup) | 1956 – 1961 |
64 | Самтен Пелзанг (Samten Pelzang) | 1961 – 1965 |
65 | Ешей Сингье (Yeshey Singye) | 1965 – 1968 |
66 | Йонтен Тарчен (Yönten Tarchen) | 1968 – 1971 |
67 | Ньизер Тхилей Лхендруп (Nyizer Thinley Lhendrup) | 1971 –1986 |
68 | Тензин Дундруп (Tenzin Dundrup) | 1986 – 1990 |
69 | Гедун Ринчен (Gendün Rinchen) | 1990 – 1996 |
70 | Трулку Джигме Чоеда (Trulku Jigme Chhoedra) | 1996 – по сей день |
21 век
Номер | Имя | Правление |
---|---|---|
70 | Трулку Джигме Чоеда (Trulku Jigme Chhoedra) | 1996 – по сей день |
Сделано по материалам :
Википедии
Перевод осуществил: Друбченпа Еше Друкпа