Дже Кхьенпо

70-й Дже Кхьенпо Трулку Джиме Чхоеда

Дже Кхьенпо
Дже Кхьенпо

Дже Кхенпо — Дже Кхьенпо Трулку Джиме Чхоеда (The Je Khenpo или 70th Je khenpo Trulku Jigme Chhoeda , на тибетском языке: རྗེ་མཁན་པོ་, Вайли: Rje Mkhan-po, который; «главный управитель Центрального монашеского органа — the Central Monastic Body в Бутане»), который ранее назывался Дхарма Радж (Dharma Raj) у востоковедов, титул дается главному религиозному иерарху Королества Бутан. Его основная обязанность состоит в том, чтобы вести Дратшанг Лхеншог(Dratshang Lhentshog — Комиссию по монастырским делам) Бутана, которую курирует Центральный монастырский совет, и арбитраж по вопросам доктрины,при помощи Лопонов (lopons — ученых наставников). В Дже Кхенпо также отвечает за множество важных богослужебных и религиозных обязанностей по всей стране. Дже Кхенпо также формально лидер Южной ветви школы Друкпа Кагью (Drukpa Kagyu), которая является частью Гималайского буддизма большой традиции Кагью. Помимо короля Бутана, только Дже Кхенпо может использовать шафранную накидку.

Дже Кхьенпо
Дже Кхьенпо

По дуальной системе государственного управления, установленной Нгаванг Намгьял Ngawang Namgyal в 17 веке, полномочия правительства Бутана идеально поделены между религиозной властью во главе с Дже Кхенпо, и административной властью, возглавляемой Друк Дези (Druk Desi). Титул Дже Кхенпо определяется путем выборов, и, как правило, оно дается наиболее уважаемым монахам в Dratshang Lhentshog (Комиссия по монастырским делам).

Король Бутана и Джу Кхьенпо
Король Бутана и Джу Кхьенпо

Таким образом, в отличие от происхождений реинкарнации, таких как Далай-Лама, Шабдрунг Ринпоче, или Панчен-ламы, пост Дже Кхенпо никогда не занимал ребенок, но всегда им был опытный монах.

Шабдрунг Нгаванг Намгьял
Шабдрунг Нгаванг Намгьял

Исторически, роль Дже Кхенпо был довольно мощной фигурой. Дже Кхенпо и Друк Дези сотрудничали, чтобы отнять власть Шабдрунга через поиск нескольких воплощений различных аспектов Шабдрунга; так как Дже Кхенпо и Друк Дези хотели сохранить власть, которой они обладали посредством дуальной системы власти. Однако, с момента установления монархии в 1907 году, относительное влияние Дже Кхенпо уменьшилось. Тем не менее, положение остается влиятельным, как правило, Дже Кхенпо обычно рассматривается как ближайший и наиболее могущественный советник короля Бутана.

Советник короля Бутана и духовный лидер Бутана
Советник короля Бутана и духовный лидер Бутана

67-й Дже Кхенпо, Нгаванг Тринлей Лхундуб (The 67th Je Khenpo, Ngawang Thinley Lhundup), умер в возрасте 84 лет — 10 июня 2005 года. Он был отмечен как строгий держатель дисциплины, тот, кто не шел на компромисс с любыми правилами в управлении Центрального Монастырского Органа. В дополнение к его позиции как Дже Кхенпо, он был признан как тулку из Ньизерганга (Nyizergang), место Тертона Вугпа Лингпа (tertön Woogpa Lingpa), в провинции  Вангдуе Пходранг (Wangdue Phodrang) .

Махасиддха Сараха
Махасиддха Сараха

Настоящий 70-й Дже Кхенпо является тулку Джигме Чхоеда (tulku Jigme Chhoeda). Он считается реинкарнацией Будды Майтрейи, а также махасиддхи Сарахи, Хунгчен Кара  (Hungchen Kara),  Кхеучунг Лоцавы (Kheuchung Lotsawa), и Пема Церинг (Pema Tsering).

Хунгчен Кара
Хунгчен Кара

В 2008 году оффис Дже Кхенпо был кодифицирован в рамках Конституции Бутана. В соответствии со статьей 3 раздела 4, Король назначает Дже Кхенпо как духовного лидера Бутана по рекомендации пяти Лопонов (Lopons). В свою очередь Дже Кхенпо назначает, по рекомендации Dratshang Lhentshog (Комиссия по монастырским делам), монахов с девятью качествами духовного учителя и выполнивших кед-дзог (ked-dzog — стадий развития и завершения в практике Ваджраяны) как пять Лопонов.

Список Дже Кхенпо

17 век

Номер Имя Правление
1 Пекар Джунгней (Pekar Jungney) ? – 1672
2 Сонам Озер (Sonam Ozer) 1672 – 1689
3 Пекар Лхундруп (Pekar Lhündrup) 1689 – 1697
4 Дамчо Пекар (Damchö Pekar) 1697 – 1707

18 век

Номер Имя Правление
5 Зодпа Тхинлей (Zödpa Thinley) 1707 – 1724
6 Нгаванг Лхундруп (Ngawang Lhündrup) 1724 – 1730
7 Нгаванг Тхинлей (Ngawang Thinley) 1730 – 1738
8 Тензин Норбу  (Tenzin Norbu) 1738 – 1744
9 Шакья Ринчен (Shākya Rinchen) 1744 – 1755
10 Тензин Чогьял (Tenzin Chögyal) 1755 – 1762
11 Нгаванг Тхинлей (Ngawang Thinley) 1762 – 1769
12 Кунга Джамцхо (Kunga Jamtsho) 1769 – 1771
13 Йонтен Тхайе (Yönten Thaye) 1771 – 1775
14 Тензин Намгьял (Tenzin Namgyal) 1775 – 1781
15 Кунзанг Гьялцен (Kunzang Gyaltsen) 1781 – 1784
16 Шераб Сингье (Sherab Singye) 1784 – 1791
17 Джамгон Йеши Дорджи (Jamgön Yeshi Dorji) 1791 – 1797
18 Джамянг Гьялцен (Jamyang Gyaltshen) 1797 – 1803

19 век

Номер Имя Правление
19 Нгаванг Чогьял (Ngawang Chögyal) 1803 – 1807
20 Йешей Гьялцен (Yeshey Gyaltshen) 1807 – 1811
21 Джампйел Дракпа (Jampyel Drakpa) 1811 – 1816
22 Джигме Гьялцен (Jigme Gyaltsen) 1816 – 1826
23 Джампйел Дракпа (Jampyel Drakpa) 1826 – 1831
24 Шакья Гьялцен (Shākya Gyaltsen) 1831 – 1836
25 Шераб Гьялцен (Sherab Gyaltsen) 1836 – 1839
26 Йонтен Джамцо (Yönten Jamtsho) 1839 – 1840
27 Пема Загпо (Pema Zangpo) 1840 – 1847
28 Ринчен Зангпо (Rinchen Zangpo) 1847 – 1848
29 Пема Загпо (Pema Zangpo) 1848 – 1850
30 Джампьел Джамцо (Jampyel Jamtsho) 1850 – 1851
31 Йонтен Гьялцен (Yönten Gyaltsen) 1851 – 1858
32 Цултрим Гьялцен (Tshultrim Gyaltsen) 1858 – 1860
33 Кунга Пелджор (Künga Peljor) 1860 – 1861
34 Шедруп Озер (Shedrup Ozer) 1861 – 1865
35 Шакья Гьялцен (Shakya Gyaltsen) 1865 – 1869
36 Йонтен Yönten Pelzang 1869 – 1873
37 Künga Singye 1873 – 1875
38 Шакья Гьялцен (Shākya Gyaltsen) 1875 – 1875
39 Лодро Гьялцен (Lodrö Gyaltsen) 1875 – 1878
40 Пекар Озер (Pekar Ozer) 1878 – 1881
41 Нгаванг Донден (Ngawang Dönden) 1881 – 1886
42 Тринлей Гьялцен (Thinley Gyaltsen) 1886 – 1888
43 Тензин Лхундруп (Tenzin Lhündrup) 1888 – 1889
44 Тинлей Гьялцен (Thinley Gyaltsen) 1889 – 1891
45 Тинлей Джамцо (Thinley Jamtsho) 1891 – 1894
46 Дамчо Гьялцен (Damchö Gyaltsen) 1894 – 1899
47 Шераб Лхундуп (Sherab Lhündrup) 1899 – 1901

20 век

Номер Имя Правление
48 Джамьянг Ринчен (Jamyang Rinchhen) 1901 – 1903
49 Ригзин Ньингпо (Rigzin Nyingpo) 1903 – 1907
50 Джампьел Шеньен (Jampyel Shenyen) 1907 – 1909
51 Джампаи Тобзанг (Jampai Tobzang) 1909 – 1912
52 Пелденг Сингье (Pelden Singye) 1912 – 1915
53 Ешей Нгодруп (Yeshey Ngödrup) 1915 – 1917
54 Ешей Дава (Yeshey Dawa) 1917 – 1918
55 Пелден Сингье (Pelden Singye) 1918 – 1918
56 Мипхам Вангпо (Mipham Wangpo) 1919 – 1922
57 Нгаванг Гьялцен (Ngawang Gyaltsen) 1922 – 1927
58 Сидже  Намгьял (Sidzhe Namgyal) 1927 – 1931
59 Чокьи Вангчук (Chökyi Wangchuk) 1931 – 1940
60 Нгаванг Тинлей (Ngawang Thinley) 1940 – 1946
61 Самтен Джамцо (Samten Jamtsho) 1946 – 1955
62 Йонтен Цунду (Yönten Tsündu) 1955 – 1956
63 Тхинлей Лхундруп (Thinley Lhündrup) 1956 – 1961
64 Самтен Пелзанг (Samten Pelzang) 1961 – 1965
65 Ешей Сингье (Yeshey Singye) 1965 – 1968
66 Йонтен Тарчен (Yönten Tarchen) 1968 – 1971
67 Ньизер  Тхилей Лхендруп (Nyizer Thinley Lhendrup) 1971 –1986
68 Тензин Дундруп (Tenzin Dundrup) 1986 – 1990
69 Гедун Ринчен (Gendün Rinchen) 1990 – 1996
70 Трулку Джигме Чоеда (Trulku Jigme Chhoedra) 1996 – по сей день

21 век

Номер Имя Правление
70 Трулку Джигме Чоеда (Trulku Jigme Chhoedra) 1996 – по сей день

 

Тулку Джигме Чоеда духовный глава Бутана
Тулку Джигме Чоеда духовный глава Бутана
Сделано по материалам :

Википедии

Перевод осуществил: Друбченпа Еше Друкпа

 

 

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s