Бодхичитта и привязанность — Гьялванг Друкпа Римпоче

Бодхичитта и привязанность

гьялванг друкпа бодхичитта

Учение дарованное Его Святейшеством Тулку Гьялвангом Друкпа Римпоче XII — главой традиции Друкпа Кагью

Наши эмоции и их влияние на внешний мир

Всё многообразие, испытываемых нами эмоций, является порождением нашего ума. Мы воспринимаем эмоции, как что-то отдельное и обособленное, потому, что мы не осознаём наш ум именно в данный момент. Иногда мы сердимся или завидуем, чувствуем себя очень счастливыми или взволнованными – испытываем все виды приподнятого или плохого настроения.

В действительности, мы не понимаем, чему мы подвергаемся, кто мы есть, кто, в самом деле, сердит или счастлив, кто в подавленном настроении или взволнован, что, всё-таки, происходит.

Фактически, мы не подразумеваем самих себя, даже говоря «мы» или «я», когда используем эти определения в различных ситуациях. Я уверен, что даже вплоть до настоящего момента мы не знаем себя. А готовность теперь познать — кто мы есть, воспринимается довольно забавно.

Сам Будда говорил: «Сансара не имеет начала»,

таким образом, от безначального состояния и до наших дней мы существуем в Сансаре, всё ещё не познав себя.

Разве это не забавно? Это также довольно интересная тема для разговора: как мы пришли к такому пониманию и что должно быть сделано с этого момента и далее.

бодхичитта учение

Две школы и две точки зрения на действия

Будда сказал, что наш обыденный ум очень неразвит, что является причиной нашего сегодняшнего положения. В данный момент мы не можем управлять нашим умом, и это делает всю ситуацию бесконтрольной. Проявления добра или зла являются, в действительности, порождением нашего ума. Ключевая идея Тхеравадинской школы буддизма – избегать причинения вреда и приносить пользу всем живым существам – является также главной идеей школы Махаяны.

Друкпа и Хинаяна

Обе школы несут одну идею: всё зависит только от ума, потому что он является единственной силой, которая создаёт все положительные и отрицательные проявления. Хотя тело выполняет действие, это только инструмент: ум – главный регулятор. Если ум не желает делать какие-либо усилия в определённом направлении, то тело или речь не смогут осуществить задуманное. Даже если тело или речь пытаются проделать определенные действия, при отсутствии ментальной установки, успеха добиться очень проблематично.

Много других не буддистских учений также очень настойчиво выделяют идею:

«отказа от применения насильственных методов» [или буддийской ахимсы].

Единственная разница между этими убеждениями и буддизмом в том, что мотивация буддиста немного шире. Это очень небольшое различие. Все духовные убеждения в равной мере говорят, что никто не должен вредить, и они воодушевляют людей поступать хорошо, а не плохо по отношению к другим. Однако, никто из нас, включая многих, практикующих духовные учения, не может по-настоящему применить или использовать эти идеи, потому что мы не распознали и не реализовали, что есть наш ум.

Постижение собственного ума

Постижения ума – вот чего нам не хватает до сих пор. Поэтому, последователи буддизма, или даже не буддисты, имеют благородную обязанность разобраться, как взаимодействовать с умом, который доставляет беспокойство каждому, с безначальных времен и до наших дней. Многие из нас делали всё возможное, чтобы вставить ум в какие-то рамки, но мы не смогли успешно с этим справиться.

Победить собственный ум и приручить его словно дикого зверя

приручить ум

Хотя имеется много способов для тренировки ума, ум должен открываться сам по себе. Он не может быть натренирован никаким другим способом. Иногда мы пытаемся понять наш ум, иногда мы хотим подавить его работу. Я не думаю, что он последует за любым из этих обращений. Если ум не поддается методу, который вы используете, каким бы он ни был, тогда этот способ взаимодействия считается неискусным.

Большинство методов для тренировки нашего ума не могут быть успешно применены, потому что он сложный (взаимозависимый), как и мы сами. Рассредоточенный, ум может привести нас к сансаре, а в счастливом состоянии – к нирване. Вот почему наш ум очень силен и коварен. Вот почему Будда сказал, что его нужно приручить.

бодхичитта как буддийская практика

Практика бодхичитты, как способ духовного развития

Практика Бодхичитты – это самый целесообразный способ тренировки и расширения ума. Прямо сейчас наш ум настолько узок, что он не имеет места для кого-то другого и не способен на допущения любых исключений. Мы только можем думать о себе и тех к кому мы привязаны, например, членах нашей семьи и друзьях. Но это только на ограниченный период времени и с множеством условий. Я часто думаю о том, что мы не хотим, чтобы люди следовали за нами и ожидали, что мы сделаем что-то так, как они хотят; мы хотим, каким-то образом, быть любимыми и окружёнными вниманием, и всё же, в то же самое время, мы хотим, чтобы люди оставили нас в покое, не так ли?

Если эти запросы удовлетворяются, мы чувствуем, в некоторой степени, расслабление. Ну, по крайней мере, это так для меня. Разве вы не чувствуете тоже самое? Может быть, никто из вас не думал об этом ещё. Ум работает точно так же. Я не думаю, что ему нравится быть под контролем и быть силой загнанным в те рамки, как мы хотим. Но уму нужно сообразно уделять внимание и он хотел бы, чтобы мы оставили его в покое, без малейших флуктуаций.

Естественный путь к нирване

любовь и сострадание с бодхичиттой

Только тогда ум приведёт вас собственным естественным путём (нирвана), потому что он чувствует себя расслабленным и имеет больше возможностей для расширения. Я думаю, я сказал достаточно много о том, что предпочитает ум, чтобы мы делали.

В дополнение к этому, мы буквально не имеем места в нашем уме. Поэтому мы вынуждены развивать, так называемую, Бодхичитту или «Просветленный ум».

Практика противоядий, для роста бодхичитты

Практикуя любовь и сострадание, а не ненависть, зависть или гнев, вы сможете расширить ваш собственный ум. Должна быть какая-то логика в этом методе и причина для занятия практикой развития Бодхичитты. Вы, должно быть, много раз слышали от учителей и знатоков, что мы все братья и сёстры; есть логика в том, почему мы, в самом деле, должны заботиться друг о друге.

Это из-за того, что все мы в равной мере страдаем от недостатка познания себя. Мы все сумасшедшие, одинаково сумасшедшие, поэтому, почему бы не послужить и не помочь другим существам, которые также очень сильно страдают? Это вид теоретической или внешней логики, о которой мы можем думать, и которая является главным видом логики, которую мы можем, обычно, принимать во внимание.

Все не иллюзия, но может ей быть для омраченного ума

Незаурядная логика или внутренняя логика, которая связана с философским взглядом, заключается в том, что всё существует не в том виде, как кажется: всё является иллюзией. Иллюзорный мир очень убедителен для нас, но, всё же, он на самом деле не существует.

Однако нас влечёт к этому миру и, каким-то образом, он нас сводит с ума. Поэтому мы почти сумасшедшие из-за привлекательности, которая провоцирует нас непрерывно; и всё же отсутствие чего бы то ни было в итоге является продуктом этого мира, потому что это ничего не существует. Мы просто гонимся за вещами, которые, на самом деле, как радуга. Естественно, мы должны быть обессилены к этому моменту.

коллаж с фото Друкпа Кагью Ваджраяна и тулку

Вы могли бы сказать, что это одно из главных страданий, через которые мы проходим. Это причина, по которой нам следует быть сострадательными ко всем чувствующим существам, потому что мы некоторые из людей в этом мире, которые, по крайней мере, имеют представление об этом или понимают на интеллектуальном уровне. Есть миллионы существ и людей, которые не знают ничего об иллюзорности бытия, даже немного.

Таким образом, мы находимся среди очень небольшого количества людей, которым достаточно посчастливилось быть ближе к реальному положению вещей в мире.

Главные причины для духовной практики Дхармы и Ваджраяны

Следовательно, это правильно – помогать чувствующим существам. Это также вид более глубокого мышления. Это также может стать для вас хорошей причиной заняться практикой, потому что есть миллионы существ, которые захвачены и привязаны к иллюзорному миру, и всё ещё не имеют понятия о непостоянстве, как причине страдания. Поэтому, вы — тот, кто имеет редкую возможность сделать что-то, что в ваших силах.

Эта причина должна воодушевить вас заниматься практикой и думать:

« Я должен искренне практиковаться в этой жизни, не теряя времени, для того, чтобы спасти тех существ, которые действительно страдают без понимания причины страданий».

Этот вид мотивации всегда должен присутствовать. Это так называемая альтруистическая мотивация или «Просветленный ум».

Быт, как часть привязанности и усиления наших омрачений, удаленности от нирваны

Пока мы привязаны к этому миру, мы не сможем достичь Освобождения. Мы привязаны к красивой вещи, к уродливой вещи, нашему врагу, нашим друзьям.

Любой вид житейской деятельности, в которую мы вовлечены, всегда связан с нашей собственной сильной привязанностью.

Мы говорим:

«Это является тем-то. То должно быть сделано таким-то образом, и это должно быть сделано таким-то образом».

Вы предъявляете все эти требования в соответствии с вашей собственной привязанностью. Это, в самом деле, отправная точка, где происходит ошибка восприятия, и отсюда и далее мы проходим через множество вещей, которые полны страданий.

Кто в этом мире друг, а кто враг?

друкпа кюнлей

Например, вы считаете кого-то врагом и следуете этому восприятию, и тогда вы чувствуете себя очень неудобно и неприятно, когда видите того человека или даже слышите его имя или голос. Это, как я упомянул ранее, в действительности, несуществование вещей, за которыми мы следуем. Иногда вы с кем- то подружитесь и подтверждаете это, говоря:

«Это чудесный друг»,

а затем вы эгоистически хотите, чтобы тот человек был только вашим другом – этот друг только ваш навсегда и больше никто не может даже прикоснуться или улыбнуться ему или ей. Это типичный язык привязанности, которой вы следуете. Позже, когда вы обнаружите, что к вашему другу прикоснулись и «насладились» им другие, просто представьте, как это больно будет для вас. Это боль, которую вы создали сами. Поэтому, такой вид привязанности приносит вам много боли.

гьялванг друкпа тулку римпоче

Такая боль создаётся вами, вашей привязанностью, и никем другим. Мы не хотим такой боли совсем. Следовательно, привязанность должна быть минимизирована, и, для того, чтобы сделать это, каждому следует знать или понимать реальное положение дел. Симпатии и антипатии не существуют сами по себе: они являются проявление или проекцией вашего собственного ума, следовательно, этот мир создан нашим умом и этот мир иллюзорен.

Привлекательность, часть отвращений, омрачений, страданий и боли

Гьялванг Друкпа учение о бодхичитте

Например, ваш друг может быть привлекательным для вас, но для другого человека это может быть не так, таким образом, эта привлекательность – просто иллюзия. Привлекательность не существует сама по себе. Вы не осознали, что она иллюзорна или, что это ваша проекция, и поэтому вы сходите с ума по своему другу.

Потом, когда вы начнёте чувствовать, что что-то не так, и что встреча с этим другом была, в действительности, ошибкой, как правило, у вас будет много поводов, чтобы кричать об этом, и, конечно, всегда есть обвинение в адрес того друга, который был источником «неприятного» впечатления.

Но кто согласился, что «хорошее» впечатление будет на первом месте? Это была ваша привязанность, которая дала подтверждение, что это впечатление такое приятное, и заставила вас быть уверенным в этом. Поэтому часть обвинения всегда должна быть направлена в адрес вашей привязанности.

Для сегодняшнего времени иллюзия и привязанность уживаются очень хорошо и, кажется, работают вместе очень творчески. Но в реальности это не совсем так. Поэтому, через ваше понимание Мадхьямики или Махамудры, или из наставлений об Относительной и Абсолютной истины, вы узнаете иллюзорную природу мира и сможете свести к минимуму боль, создаваемую привязанностью.

Учение о Бодхичитте

Счастье возможно только без цепляния за вещи

Вкратце, я бы сказал, что никому не следует цепляться за свои мысли, ни негативные, ни позитивные. Вам не следует зацикливаться на порождаемых эмоциях. Цепляющаяся мысль или отношение, в действительности, является привязанностью. Я не говорю, что мы не должны любить друг друга и не быть сострадательными. Я не говорю, что мы должны быть как кусок гранита без чувств. Поэтому, пожалуйста, понимайте правильно, когда я говорю:

«Не цепляйтесь за свои эмоции».

Многие люди могут воскликнуть:

«Как я могу любить кого-то без привязанности?»

Дело в том, что любовь с привязанностью просто означает любовь, полную непонимания, а любовь без привязанности означает любовь с мудростью. Как я сказал вначале, вы должны практиковать любовь и сострадание.

Сострадание – это суть учения Будды, так же, как и других религий. Нет ничего неправильного в любви и сострадании, заботе и симпатии. Но факт в том, что истинная любовь может быть только тогда, когда у нас больше нет ошибочного представления, в смысле, нет цепляющегося отношения (привязанности).

Как кто-то может следовать высшим путем великой Бодхичитты, полностью не понимая мир, в котором живёт?

Прилипание к близким и друзьям, боль потери

Возьмём дружбу, например. Прилипание к вашему другу впоследствии причинит вам боль. Я полагаю, у всех нас есть достаточно много подобного опыта, и мне не нужно слишком много говорить об этом. Поэтому, когда вы привязаны, вы закончите ссорой с вашим другом, вместо того, чтобы весело проводить время. Возможно, иногда ссора – это тоже развлечение, но в большинстве случаев – это болезненно, и это та боль, которую мы не хотим. Такое цепляние доставляет вам боль, и в итоге оставляет вас с разбитым сердцем.

Если изначально у вас не будет цепляния, когда вы взаимодействуете в семье или встречаетесь лицом к лицу с проблемам, то у вас будет много возможностей для решения этих вопросов; вы сможете избежать болезненного опыта, как практикующий Дхарму, и легко пойдёте своим путём, чтобы совершенствовать ум.

Гьялванг Друкпа в США

Изменения в уме и практике при медитации и практике Ваджраяны

Если мы не сможем усовершенствовать наш ум, то мы не сможем улучшить наш образ жизни.

Есть много людей, которые говорят:

«Мне нравится медитировать. Я медитирую так много часов, месяцев и лет».

Но до сих пор они не могут улучшить свою жизнь. Они продолжают пререкаться со своим другом или подругой, ссориться с ними, кричать друг на друга, потому что они не знают реальности – что происходит в жизни и что следует принять.

Несмотря на занятия практикой и медитацией в течение многих лет, они не могут изменить образ жизни, добиться успеха и спокойствия. Это означает, что, в действительности, они не работают со своим умом и не следуют по пути, который даст им возможность совершенствовать его. Некоторые видимые изменения обязательно должны произойти с годами практики, если мы сможем правильно и искренне пойти путем тренировки ума.

Внутренняя перемена приведёт к внешней перемене. Со стороны будет заметно, что произошли изменения. Нам следует обратить внимание на явные проявления изменений, которые показывают, что человек, действительно, поменялся к лучшему.

друкпа кагью

Тогда даже соседи, друзья и все остальные заметят и скажут:

«Он занимается практикой. До занятий духовной практикой он был ужасным человеком, но сейчас он, в самом деле, миролюбивый и никогда ни с кем не спорит. Он, в самом деле, добрый и понимающий. Он стал очень мягким и хорошим человеком благодаря практике».

Люди поймут это. Мы не практикуем с целью агитации, но всё же к такому виду внешнего показателя следует прийти в итоге.

В Сутре сказано, что Бодхисаттвы имеют характерные знаки, по которым мы можем распознать их.

Подобным образом можно судить по нашим проявлениям, которые можно увидеть внешне, и определить, занимаемся мы практикой или нет.

Гьялванг Друкпа в молитве

Моя искренняя надежда и молитва о том, чтобы все чувствующие существа, и, особенно, те, кто связан со мной и моей линией, смогли внести положительные изменения в свою жизнь, жили в согласии с другими и всегда были счастливы.

Материал для статьи «Бодхичитта и привязанность» — от автора и Гуру Его Святейшества Тулку Гьялванга Друкпа Римпоче XII взята с сайта Drukpa.Ru
Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s